Если начинающие цветоводы разыскивают растения, опытные решают куда более сложную задачу - ищут место, где всю разросшуюся красоту выставить и разместить. Подоконников катастрофически не хватает, если количество горшков перевалило за пару десятков. А что делать, если их, сотни? К примеру, Юрий Сердюк увлекся суккулентами 20 лет назад. С тех пор, как бы не складывались жизненные обстоятельства - переезды, разводы, женитьбы, его коллекция неизменно переезжает на новое место вместе с хозяином. Единственное, что может произойти - её временное уменьшение. Часть экземпляров в связи с переездами дарится друзьям и знакомым. Однако, численность коллекции быстро восстанавливается за счет новых редких экземпляров, как только хозяин пускает корни в новом жилище. Главное, чтобы подоконников было побольше. Ведь разместить тысячу горшочков с любимыми растениями дело очень непростое.
- Моё увлечение суккулентами начиналось с кактусов. У меня были цветущие и нецветущие кактусы, всем известное денежное дерево, которое тоже является суккулентом, как и алоэ, каланхоэ, агава. Однажды я увидел, как мужчина продавал на рынке разные кактусы, - вспоминает Юрий Сердюк. - Стояли горшки с цветущими растениями, а рядом «детки», рассаженные в крошечные жестянки размером 2 на 2 сантиметра. Было наглядно показано, что из этих малышей вырастет, как они будут цвести. Можно сказать, отличный маркетинговый ход. Я тогда купил сразу 4 детки. В следующий раз еще несколько.
А потом специально поехал к тому продавцу кактусов в Лесозаводск, набрал растений на шестнадцать тысяч рублей, мне хотелось, чтобы у меня была коллекция. Она заняла две лоджии в трехкомнатной квартире.
Вскоре стало понятно, что на лоджиях становится тесно. Юрий мечтал о переезде в собственный дом. Мечта сбылась. И это был не просто дом, а коттедж в 360 квадратных метров, так что было где разместить всех зеленых питомцев. Со временем в доме появился зимний сад площадью почти двадцать квадратных метров, с высокими трехметровыми потолками, но и количество горшочков едва поддавалось счету.
ДЛЯ СПРАВКИ: СУККУЛЕНТЫ – ОБЩЕЕ НАЗВАНИЕ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ, – КОТОРЫХ ОБЪЕДИНЯЕТ СХОДНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ И СПОСОБ, КОТОРЫМ ЭТИ ВИДЫ РЕШИЛИ ПРОБЛЕМУ ОТСУТСТВИЯ ВОДЫ. РАСТУТ ОНИ В ЗАСУШЛИВЫХ РЕГИОНАХ, ПОЭТОМУ НАУЧИЛИСЬ ЗАПАСАТЬ И НАКАПЛИВАТЬ ВЛАГУ В БОЛЬШИХ КОЛИЧЕСТВАХ. ИХ СТЕБЛИ И ЛИСТЬЯ ЧАСТО ИМЕЮТ ХАРАКТЕРНУЮ ТОЛСТУЮ, МЯСИСТУЮ ФОРМУ.
– Действительно в то время у меня было три с половиной тысячи экземпляров. Помимо кактусов появилось много чего интересного, – рассказывает Юрий Сердюк. – Тогда я увлекся хавортиями и эхевериями. Причем азарт коллекционирования был настолько сильным, что я часто участвовал в аукционах и случалось, цены лотов превышали 200 евро. Я приобрел несколько очень редких видов хавортии. Это цветущие растения. Но цветы у них выглядят скромно, а сами хавортии очень красивы. Недаром их втрое название – каменная роза. Они действительно похожи на розы, распустившиеся прямо на земле.
Двести тридцать евро за одну хавортию, двадцать одну тысячу на покупку эхеверий. Вот уж правду говорят: охота пуще неволи. Коллекционирование суккулентов - удовольствие дорогое.
– Но ведь и красота необыкновенная, – убеждает коллекционер. – Лист по краю как будто из стекла. На солнце его край кажется прозрачным. Он словно напитывается солнечным светом. А есть растения, похожие на камни. Эти камни расписаны тонкими линиями разных цветов. Окрасок, разновидностей, форм – сотни и тысячи. Поневоле становишься коллекционером. Постоянно находятся растения, которые тебя поражают необычным видом. Цены на отдельные экземпляры переваливают за пятьсот долларов, аукционы идут на разных площадках и везде находятся любители, готовые платить за суккуленты сумасшедшие деньги. В общем, это поймет только такой же сдвинутый на суккулентах коллекционер.
По словам Юрия, расходы на дорогие экземпляры окупить практически невозможно, даже если размножить растение и продать детки таким же сумасшедшим любителям экзотики. Выручить можно копейки – в пределах 100 -250 рублей. И то пока сорт считается раритетом.
– У меня есть очень редкие виды, – с гордостью говорит коллекционер, – меня неоднократно просили выставку провести, но это технически сложно без помощников, потому что нужно транспортировать несколько сотен горшочков, все это подписать и выстроить экспозицию. Одному не по силам. Да и после очередного переезда коллекция сократилась до тысячи экземпляров. Около пятисот штук раздарил перед переездом. И времени мало. Полгода назад купил дом, занимаюсь его обустройством. Отремонтировал печь, провел воду, сделала септик. Мне нравится этим заниматься. Кур завел. Кстати, не покупал, выменял на суккуленты. Я иногда смеюсь, что при разводе имущество не делю. От бывших жен ухожу с одними суккулентами. Имущество – дело наживное, а вот коллекция – настоящая ценность, ведь она собиралась больше двадцати лет! Это не только хавортии и эхеверии, это эуфорбии, крассулы, гастерии, алоэ.
По рассказу цветовода, алое в природе существует около пятисот видов. В его коллекции их около пятнадцати. А еще есть миниатюрные каланхоэ с желтыми и красными листьями. Некоторые из них радуют цветением.
- У меня и кактус есть, который цвел один раз за 15 лет. Представляете, какое недюжинное терпение нужно иногда иметь любителям суккулентов, чтобы увидеть растение во всей красе? Но это и радость необыкновенная, когда ты их находишь, покупаешь, вымениваешь, ждешь пока они идут по почте, а потом рассаживаешь. Я грунт для своих растений всегда готовлю сам. Это ж целая система – смешиваешь перлит, вермикулит, песок, землю. И, конечно, нужно подобрать соответствующие горшочки, в общем все довольно затратно, и требует времени, но коллекционеров это не останавливает. Только зима – период затишья, потому что из-за холодов невозможна пересылка по почте. Зимой коллекционеры смотрят каталоги, интересуются новинками других цветоводов, если и происходят обмены, то в пределах одного города. У нас в Фокино фанатов суккулентов не очень много. Так что зимой сохраняю то, что есть. Суккулентам для зимовки нужен умеренный полив и по возможности прохлада. Оптимальная температура – 5-10 градусов. Если температура выше, да еще и освещения недостаточное, растения вытягиваются, теряют декоративность. Приходится создавать определенные условия. Можно заняться размножением. Эхеверии, к примеру, размножаются листьями. Иногда нижний лист сам упал, лежит на земле и постепенно укореняется. Если лист здоровый, целый, упругий, от него может одновременно образоваться 2-4 новых растения. А в мае начнется покупка новых растений и обмен, поиски, участие в аукционах, в том числе зарубежных, потому что в Японии, Корее и Китае селекционеры постоянно выводят новые сорта. Такие, что глаза разбегаются. Поэтому ни один сезон не проходит без пополнения коллекции.