Сегодня мы продолжаем рассказывать об огороде Риммы Куроедовой, которая старается следовать принципам органического земледелия. А еще она очень внимательно присматривается к тому, что нужно той или иной культуре. Опыт в высшей степени полезный и поучительный. Такой подход к огородничеству позволяет не только увеличить урожай, но и снизить трудозатраты.
Крыша для томатов
С опытом любой садовод и огородник начинает понимать, что нужно его растениям для хорошего роста. Универсальные советы годятся не всегда, ведь микроклимат на каждом участке свой. По мнению хозяйки органических грядок, надо внимательно присматриваться к растениям, чтобы понять, что им необходимо.
– Я посадила баклажаны, смотрела, что не так. И я поняла, что моим баклажанам мешает ветер, потому что здесь рядом море. Я их огородила агротексом, и после этого мы не знали, куда девать баклажаны, мы их просто мешками собирали. Со временем я поняла, что помидорам не нужна лишняя влага. Мы накрыли помидорные грядки крышей. У меня часто спрашивают, какую я крышу сделала. Она может быть из поликарбоната или из пленки. Что есть, из того и делайте. Я тоже использовала то, что было под рукой. К тому же мне муж сказал делать только такие сооружения, которые можно снести, чтобы я над ними не рыдала. Крыша стоит не первый год, она моим помидорам точно в помощь. Кстати, растут они вообще без полива. Земля под ними не пересыхает. Если разгрести мульчу, то она влажная, помидорам этой влаги достаточно, в итоге томаты мы собираем ящиками. И вырастают они очень вкусными. Рядом с помидорами отлично растет базилик. Свекла в этом году не удалась по той простой причине, что в грядке была выращена хорошая щелочная земля, а свекле нужна кислая почва, поэтому сейчас у меня обычные плоды, а раньше они были больше головы младенца. У меня и морковка бывает по 30–40 см. Мы всю зиму едим свою свеклу и морковку, выращенную без грамма удобрений.
Честно скажу, что я не специалист по выращиванию фруктовых деревьев, – продолжает экскурсию по участку его хозяйка. – Общие принципы, которыми я руководствуюсь, подходят и для плодовых деревьев. Ни для кого не секрет, что в нашем приморском климате ничего не сажается в землю, нужны насыпные холмы. Поначалу моим деревьям было тяжело, потому что для насыпных холмов я купила торф, который оказался очень бедным. Они два года сидели и почти не подавали признаков жизни. Дело пошло только после того, как я поняла, что им, как и всем, нужна плодородная земля. Я огородила их, стала в приствольные круги закладывать органику, мульчировать. В прошлом году уже яблоки собирали ведрами. Груш стало много. Абрикос в этом году был усыпан плодами так, что я думала, у него ветки поломались, они просто лежали на земле. И арбузы растут прекрасно, я их второй год сажаю, причем без особых принципов агротехники, единственное, что на арбузной грядке есть органическая траншея и они замульчированы сеном. В прошлом году, когда попробовали первый арбуз, который мы вырастили здесь, я удивлялась, неужели бывают такие вкусные арбузы. Средний вес их примерно 7–10 кг, около 20 штук собрали. Я вообще считаю, что арбузы – это культура, которую просто грех не выращивать. Про них точно можно сказать: посадил и забыл. Приходишь, а на грядке лежат такие красавцы! По большому счету у меня в огороде все так и работает. С тыквами в этом году получился непредсказуемый результат. Сажали по 2–3 семечка трех сортов, а урожай превзошел запланированный результат. В этом году выросло не так много кабачков (не 10 мешков, как в прошлом году), но зато я уже насчитала около 30 тыкв. Тыквы, как и кабачки, непредсказуемы. Никогда не знаешь, сколько их уродится. Но я люблю тыкву во всех видах – в супах, в выпечке, поэтому, думаю, не пропадет.
| |
Философский огород
– Кто-то из мудрецов сказал, что, если ты сам не поставил себе цель, тебе ее поставит кто-то другой. Ты будешь обслуживать чужую цель. Мы разные. Кто-то может затрачивать массу усилий и не огорчаться, что они не привели ни к какому результату. Я понимаю, что я человек с ограниченными ресурсами, поэтому предпочитаю ставить себе цели и достигать результата, – продолжает разговор последовательница принципов органического земледелия. – Конечно, это может быть результат с небольшими отклонениями в ту или иную сторону, но он все же адекватен затраченным усилиям. Как это выглядит на практике? Я не могу копать, поэтому ничего не копаю. Я знаю, что не хочу заниматься прополкой, я ее исключаю. Но чтобы не делать то, что я не хочу, я должна подумать, как добиться того, чтобы перекапывание и прополка оказались не нужны. То есть я ищу варианты, как это сделать, а цели мне помогают. Например, если моя цель вырастить помидоры, я начинаю думать, как это сделать. Я понимаю, что помидорам необходима крыша, нужна мульча, чтобы их не поливать. Если я хочу получить ранние помидоры, то нужны теплые грядки, потому что нет никакого смысла рано высаживать помидоры в холодную землю. Для них главное – не температура воздуха, а температура почвы, поэтому я делаю теплую грядку. И помидоры у меня радостно колосятся и дают ранний урожай.
Побывав на участке Риммы Куроедовой, мы действительно убедились, что она не занимается прополкой. Сорняки на ее грядках не растут. А теперь представьте, сколько времени освободится у среднестатистического дачника, если отпадет необходимость пропалывать хотя бы грядки с морковкой и петрушкой!
Интересно, что главным оппонентом и противником всех органических нововведений оказалось старшее поколение семьи. Нина Васильевна, мама хозяйки, признается: ей казалось, что все органические новшества ни к чему хорошему не приведут.
– Дачный опыт у меня большой, но он старорежимный. Мы на своей даче копали, пололи, окучивали и все поливали. А Римма на своем участке все делала по-другому. Только со временем я поняла, что, оказывается, это я ничего не знала, не понимала. Я так удивлялась, что у нее растут даже арбузы. И вообще, при ее подходе к земледелию урожай больше, а работы меньше. Вообще работы почти нет. А главное, полностью исключена прополка!
Почва – это участник биоценоза, всего природного многообразия. И те микроорганизмы, которые в ней живут, существуют по определенным законам. Поэтому так часто и говорится о вреде перекопки, когда мы грубым образом вмешиваемся в законы природы. Если мы хотим урожай, то мы выращиваем почву. А почва выращивает урожай уже для нас.
Где брать органику?
Если говорить о мульче, то это может быть не только покупная солома, есть еще и газонная трава. Косить ее не всегда получается, но возможны варианты. Есть жители коттеджных поселков, которые с удовольствием от этой органики избавятся. Это уже скошенная трава, которую выбросили жители коттеджных поселков. По словам Риммы, остается собрать ее в мешки.
– Эту траву я забираю и раскладываю под свои растения, а растения говорят спасибо. Это специально подобранный состав трав, она вовремя скошена и не содержит семян, поэтому не насеет сорняков.
Перед тем, как насыпать слой опилок на дорожки, вокруг грядок, я прокладываю все картоном. По таким дорожкам спокойно можно ходить, ничего не скашивая и не тратя усилия на борьбу с сорняками. Картон постепенно разлагается, это тоже органика и питание для почвенных обитателей. И запастись таким картоном проще простого. Возле любого супермаркета или торгового центра сложены горы картонных упаковок. Если вы приедете и вывезете этот картон, торговые центры скажут вам спасибо.
Работа над ошибками
– В этом году я допустила большую оплошность, связанную с выкашиванием травы, – рассказывает хозяйка участка. – Помимо дорожек и грядок у меня есть большие пространства, которые нужно освобождать от травы. Обычно, когда я уезжаю, траву никто не косит, но я договорилась с человеком, чтобы он время от времени обкашивал мой участок. Он косил очень ответственно, так, как до него никто никогда не косил, очень тщательно. Ценный опыт этого года в чем заключается? Когда было много травы при обильных осадках, трава впитывала часть влаги и осушала почву. Этот биоценоз нарушился. И, например, у тех же арбузов ботва пожухла раньше времени. Поэтому правильно говорил Борис Бублик, что огород требует от хозяина ухода. И чем дальше он уйдет, тем лучше. Если бы не избыточное скашивание в этом году, я уверена, что последствия осадков были бы минимальными. Я, к примеру, оставила на участке березу, потому что она забирает очень большое количество влаги. Если участок сухой, ее сажать нельзя, потому что она будет забирать воду у всех растений, им ничего не достанется. А у меня под березой всякий растительный мусор, он перегнивает, поэтому она за два года подросла.
Еще раз о целях и экономии сил
– Я благодарна своим родителям, которые в детстве не заставляли меня ездить на дачу. Пришло время, мне самой стало интересно. Когда я собираюсь что-либо сделать, я не жду, что мне кто-то будет помогать, не прошу об этом ни мужа, ни сына. Зачем я буду кого-то заставлять? Все должно быть по любви, – убеждает Римма. – Раз никто не помогает, я рассчитываю свои силы. Я понимаю, что, к примеру, мне нужно морковки столько-то, столько-то свеклы, еще чего-то, но у меня такой-то климат, определенные условия. Конечно, если поставить цель, можно вырастить даже бананы, но для этого нужно затратить много средств, чтобы построить оранжерею, обеспечить им условия. Зачем это делать? Если у вас реальные цели, под эти цели находятся средства. Я всегда обдумываю и планирую, что мне нужно сделать. Если требуется много усилий, я за это не берусь. Поначалу, когда я не знала, что не нужно ничего поливать, я ездила на колонку, ведром набирала воду, разливала в канистры и возила в огород. Это был немыслимый труд, а главное, совершенно напрасный. Сейчас такие ситуации у меня исключены. Целесообразные и гармоничные взаимоотношения нужно выстраивать не только с людьми, но и с землей. Это самый главный секрет, который у меня есть для того, чтобы делать минимум, получать максимум и жить в гармонии и согласии с этой землей. Она не только одаривает меня урожаем, но и дает ощущение равновесия, помогает восстанавливать силы.