Прошлым летом мы побывали в гостях у Альвины Вернер. В своем саду она выращивает много редких и интересных растений, делает удивительные флористические композиции, строит сказочные замки, выращивает дубовые дома. Осмотр владений начался за оградой дома в лесу. Когда-то здесь был непроходимый бурелом, а теперь благодаря Альвине подрастает хвойный бор.
– Альвина, вы живете на краю леса, зачем растите лес в лесу?
– Решили посадить хвойные деревья, потому что тут были заросли, в которых иногда прятались посадки конопли. Бурелом расчистили и заложили хвойный лес, который будет в зимнее время шумовой завесой железной дороги, а летом туда можно ходить по грибы. А кроме того, хвойные деревья красивы в любое время года. Ну а раз посадили, теперь ухаживаем.
Когда мы купили наш дом, на участке было много двухлетних саженцев кедра. Мы их называли «кедровые ясли». Эти кедры мы высаживали по всей округе. А еще посадили 600 дубов и 800 маньчжурских орехов.
Что такое уход? Во-первых, нужно обкосить всю эту территорию. Во-вторых, я продолжаю посадки и попутно смотрю, чтобы не было вредителей, например тли, потому что она очень любит молодую хвою. Был кедр, где я слишком поздно её обнаружила. На нем было 15 гнезд тли. Еле спасла, но в этом году он пошел в рост.
– Вы в своем доме живете, у вас всяких забот помимо леса столько, что на пальцах двух рук не сосчитать…
– Конечно, много. Но я больна идеей, что за забором должно быть красиво. Когда мы купили дом и участок, вдоль забора решили посадить красивые растения - деревья и цветы. Именно за забором, чтобы были аллеи вдоль пешеходных мест. Супруг поначалу поддерживал. А потом устал. Но аллея маньчжурского ореха растет. Это 800 деревьев. И 600 дубочков. Мы желуди собирали и закапывали. Ходили вчетвером: муж шел впереди и косил траву, я втыкала лом, одна дочка бросала в образовавшуюся ямку желудь, а вторая его палочкой пропихивала подальше и присыпала.
– Расскажите про ваш дубовый дом. Откуда пришла идея его вырастить?
– Дубы посажены по кругу диаметром три метра. Они будут подрастать, стволы когда-нибудь сомкнутся. Конечно, их нужно корректировать, может, где-то рогатину подставить, чтобы они не отклонялись, росли в правильном направлении. Переплетая ветки, можно делать ступени, формировать крышу, делать и второй, и третий этаж.
Но вырастить зеленый дом можно не из каждого вида. Есть деревья, которые способны дружить между собой, – дубы способны. При такой посадке выживут дубы, ясени, липа может выжить. А орех маньчжурский или кедр - антагонисты. Они стремятся уничтожить все, что растет рядом, даже своих собратьев. Я где-то читала, что такой дом можно вырастить, и эта мысль сразу во мне корни пустила. Моему дубовому дому девятый год.
– Альвина, но ведь помимо приграничных лесных угодий у вас большой сад?
– Землю для сада мы купили у соседей не так давно, получилось почти 40 соток. В саду теперь растут малина, ирга, вишня, смородина, облепиха.
А еще есть земляника. Я ее зову земляника Нелли. Одна чудесная пожилая женщина дала ее мне, а я называю землянику ее именем, потому что настоящее название сорта никто не знает. Она неукрывная, не боится ничего, вся зелень, которая загущает грядку, идет на чай, и ягодки очень вкусные, душистые. Чай из земляники мы пьем постоянно, он кровь чистит, особый аромат у земляничного листа появляется в период завязывания плодов.
– Вы так увлечены садом. По образованию вы как-то связаны с флорой и фауной?
– Нет, я актриса и режиссер. А про растения… Мне еще с детства мама говорила, что у меня легкая рука. Если я что-то сажала, оно обязательно приживалось и росло. Я с растениями разговариваю. Конечно, сад большой, много времени уходит на то, чтобы обкосить территорию сада и леса, который пытаемся привести в какой-то благообразный вид.
– А вы ваш дом и ваше место как называете? Может быть, мысленно или в разговоре?
– Я назвала свою страницу в «Инстаграме» Анисимовский сад и как-то сроднилась с этим названием. Хотя как к садовнику ко мне, наверное, много вопросов. Хватаюсь за все сразу: сад, огород, декоративные растения, хвойные, садовые скульптуры, а еще есть хозяйство – две дойные козы.
– Мы время от времени задаем себе вопрос: ради чего все это? Особенно когда настроение не то или силы на исходе.
– Я всегда мечтала быть художником. Не довелось. Но все-таки я изменяю пространство вокруг. Это моя будущая картина. Я думаю, что работаю ради нее. Мне говорят: ты же можешь не увидеть результата, к которому стремишься. А мне сам процесс важен. Ну и потом внутренним зрением я эту мою картину вижу.
Подробнее об усадьбе Альвины Вернер можно прочитать в февральском номере журнала за 2021 год.