Георгинов осенний парад

Говорят, охота – пуще неволи. У Елены Казакевич все так и было, когда она увлеклась георгинами. Коллекцию из ста сортов собрала за год!

- Почему мне так нравятся георгины? Потому что больше нет растений, которые давали бы такое количество крупных, ярких цветов, - объясняет Елена Казакевич. - Я обменивала георгины на свои лилейники, выписывала в интернет-магазинах и у коллекционеров в том числе из других городов – Дальнереченска, Амурской области, какие-то клубни получила в подарок. В общем, я собирала эту красоту где только могла. Для меня цветущие георгины – это как роскошный персидский ковер, его краски приводят меня в восторг. Я не понимаю увлечение монохромными садами. Мне нужен именно взрыв цвета. И когда георгины зацветают, а рядом с ними еще 150 сортов лилейников, то я могу любоваться ими бесконечно. Мне это многоцветие необходимо. У меня потребность напитаться этими красками, этой энергетикой, эмоциями, мне нужно приехать хотя бы раз в неделю на участок и находиться среди моих цветов и любоваться ими. Я смеюсь и говорю, что это для меня как торт съесть. А цвета у георгинов такие яркие, что кажется, дотронешься и обожжешься. И потом, я не любитель каких-то мелких цветов. Мне нравятся мощные растения, чтобы они были с меня ростом, чтобы цвели огромными шапками. Георгины - это последние цветы лета, может быть даже это больше осенние цветы, которые нас радуют перед тусклыми ноябрьскими днями. 

По словам Елены, тотальное увлечение георгинами продолжалось несколько лет. Но собрать коллекцию – это одно, а сохранить клубни ста сортов в квартире на 9 этаже – другое и очень хлопотное.  

- Клубни георгинов я с осени после выкапывания очищала от земли, разбирала на делянки, промывала, протравливала в марганцовке, сушила. А еще нужно не перепутать сорта, и либо сложить их в отдельные коробки, либо каждую деленку снабдить биркой. А хранила я все это богатство в ящике, который стоял в тамбуре в подъезде. В общем-то, удавалось все сохранить до весны без потерь. Весной я их проращивала, а потом высаживала вдоль длинной высокой шпалеры, которая пересекает весь огород. Шестьдесят кустов по одну строну шпалеры и шестьдесят по другую. Поскольку у меня участок всего шесть соток, то каждый сорт был представлен всего одним кустом. Но чтобы куст получался пышным, я в каждую лунку сажала несколько небольших делёнок одного сорта. Ну и отдельное занятие – это подобрать шпалеру по сортам: продумать, как георгины будут сочетаться по форме, по размеру, как подобрать красивые переходы цвета. Это тоже непростое занятие. 

По словам Елены Казакевич, георгины – это неприхотливые растения. Нужно только правильно выбрать место и время посадки. Они боятся застоя воды, и посадки в непрогретую почву. Георгины хорошо растут на высоких и узких грядках. В лунки с клубнями нельзя класть свежий навоз. Вообще, если перекормить георгины азотом, они становятся хрупкими и ломкими. Очень отзывчивы георгины на подкормки по листу. Но таких подкормок требуется не больше 1-2, они нужны для яркого цветения. Можно подкармливать их и минеральными калийно-фосфорными удобрениями, рассыпав их вокруг лунки. 

- Конечно, как любым растениям им могут потребоваться обработки от болезней и вредителей, но это бывает редко, - объясняет Елена. - Кстати, некоторые предпочитают пасынковать георгины - убирают часть цветоносов, чтобы цветки были крупнее, но я этого никогда не делаю, зато убираю все нижние побеги, примерно до высоты 50 сантиметров. Тогда кусты и стебли растут мощными и более устойчивыми к ветрам.

Ветер – самая большая проблема для этих прекрасных цветов. Ты ждешь цветения половину лета, потому что пик цветения - это все-таки август. Они начинают цвести, а у нас в это время случается нашествие тайфунов. А это шквалистый ветер, ливневые дожди. Поучается, что вся красота валится в грязь, кусты ломаются, разваливаются. Не помогают даже шпалеры и кустодержатели. И бывает, что после тайфуна от этой красоты не остаётся и половины. У меня от этого  настроение портится и руки опускаются. Видеть эти искорёженные кусты для меня просто невыносимо. Поэтому мои сто сортов сегодня уже в прошлом. Я конечно, не откажусь от таких любимцев, как Шоу энд Телл, Ас Бен, Эннкор, Браун Терфельд, Вассио Меггос… Но их осталось совсем немного, а большую часть я раздарила в добрые руки. Отдала тем, кто сейчас, также как я когда-то, заражен георгиноманией и создает свою цветочную коллекцию.

Подробнее о георгинах, о том как правильно подготовить клубни к зиме вы узнаете в следующем номере журнала "Сады и огороды Приморья", Напомним. что он выходит в первых числах октября. 

 


Как спасти урожай от гнили?

Пришло время собирать урожай, но зачастую плоды, которые обещали порадовать сочной мякотью, приходится просто выкидывать. Потому что они поражены всевозможными гнилями.  Плодовая гниль (монилиоз) – кошмар любого садовода. Грибковая инфекция быстро распространяется по саду, уничтожая яблони, груши, сливы, вишню, черешню и алычу. В теплые и влажные годы можно не досчитаться до 80% урожая. Можно ли победить эту напасть?

Садоводы возвращаются за парты

В библиотеке имени Горького начался очередной цикл занятий в «Школе садовода». Инициатором создания школы стали Союз садоводов Владивостока и городская администрация.