Ганга, Нанди и Солнышко

Восемь лет назад жительница поселка Кролевцы Галина Шарапова завела корову. С тех пор на семейном подворье Шараповых не переводятся тюки и рулоны с сеном, а в коровнике с конца зимы обязательно ждут прибавления.  

– Кормилица ты наша, бублик тебе? - Галина протягивает хлебные корочки и кусочки бублика то одной, то другой корове. И они бережно берут их с ладони хозяйки. Мы, городские жители, не без опаски жмемся к стене сарая,  а Галина успокаивает: кусаться коровам нечем, потому что у них только нижние зубы, и вообще корова – животное травоядное. Другое дело, если в ход будут пущены рога или вам нечаянно наступят на ногу, тут мало не покажется…


– Коровы очень любопытные. Из-за этого их все боятся. Потому что они же очень большие, а своих сил не рассчитывают, везде лезут, но это без злого умысла. Нашу старшую корову зовут Ганга, вторая взрослая корова – ее дочка Нанди, мы ее чаще зовем Надюша, и есть телочка, которую мы очень ждали, – хозяйка представляет нам своих любимиц. - Я мечтала, что телочка родится рыженькой, мне хотелось рыжую корову, для нее заранее придумали имя – Солнышко. Но она родилась черно-пестрой, в маму, а имя все равно решили оставить. Теперь она наше Солнышко.  

Как коровам подбирают имена? Зачастую по масти. Но когда-то на ферме Галине посоветовали: чтобы корова давала много молока, у нее должно быть имя, связанное с водой.

- Я подумала, что Ганг – это священная река, решила, что это очень хорошее имя. И назвала корову Ганга. Действительно, она дает много молока. А вторую корову мы почему-то назвали Нанди, а зовем ее Надюша. 

Коровами Галина занимается уже 8 лет. Свою Гангу купила с фермы, которую прежние хозяева решили закрыть. Увидев эту корову, ветеринары отказались делать прививки. Посоветовали для начала откормить животное.

- Действительно, она была страшненькая, худая. Это была первотелка, ее продавали по дешевке, мы рискнули и купили. Она оказалась замечательной коровой. Кроме того что она отъелась и подросла, у нее оказался очень хороший характер. Она добрая, может подпустить любого человека, чтобы ее подоили. Когда к нам приезжают гости и просят, чтобы им дали попробовать подоить корову, мы без проблем сажаем их под Гангу, она спокойно доится.  После отела с ней никаких проблем, у нее хорошее мягкое вымя. 

По словам Галины, корова появилась на подворье, потому что в сложные для семьи времена нужно было как-то зарабатывать.

- Действительно, коров мы завели не потому, что нам было скучно. Детей трое, значит, во-первых, семье нужно молоко, а во-вторых, какой-то дополнительный доход. У меня заболел муж, и мне нужно было семью поддерживать материально. Одна корова – выхлоп небольшой. Мы купили вторую корову. А потом еще и телку. Решили, что три коровы - оптимальное хозяйство. А потом волей судьбы все отсеялось, осталась Ганга. Она поначалу приносила только бычков. Мне хотелось от нее телочку, потому что я думала, что ей передадутся материнские качества - и вымя хорошее, и характер покладистый, - говорит Галина. - Когда Ганга наконец-то принесла телочку, мы ее оставили. Правда, ее дочка Нанди оказалась девушкой с характером, но, когда она отелилась первый раз, тоже стала беспроблемной коровой в отличие от других коров, которые у меня были раньше. И еще одну телочку – Солнышко мы тоже решили оставить, чтобы у нас снова получилось три коровы. 

По мнению хозяйки, три коровы для семьи – оптимальное количество, теперь в семье Шараповых мечтают, чтобы в очередной отел родились не телочки, а бычки.  

– Народ мало скотину держит. Коров редко заводят, потому что это сложности определенные. Вот у нас на каждую голову на зиму запасено по 4-5 рулонов сена. Сена много не бывает, животные должны его есть вволю. Корову же вообще называют «желудок на ножках». Она постоянно должна что-то жевать. Зимой в стойле, летом мы их каждое утро на пастбище выгоняем. В Кролевцах сегодня по пальцам можно пересчитать, сколько дворов с коровами. А с бычками проще - их можно вырастить и на мясо продать. 

Зимой перед отелами молока мало, для хозяйки это время небольшой передышки. Летом, когда коров переводят на пастбища, ежедневно приходится перерабатывать больше 50 литров.   

- От взрослой коровы в среднем получается 27-30 литров ежедневно. Нужно продать или переработать примерно 50 литров молока. Я делаю творог, сметану, йогурт, масло, топленое масло. Пробую делать сыры – адыгейский и твердые сыры на заквасках. С сырами есть сложность – их нужно выдерживать при температуре 15 градусов. А получается, что основное молоко летом, когда на улице жарко, а в холодильнике для сыра слишком холодно. Все равно пробую, делаю. Сыр все любят.   

 Может быть, для одной хозяйки три коровы действительно оптимальное количество, но ведь с ними и забот в три раза больше. Как все успеть и довести до ума?  

– Мне очень помогают сыновья. Роману 13 лет, а Сергею 10. Они и сарай чистят, и воду мне из колонки набирают. Если надо, и сена принесут. Мы уже привыкли, что у нас хозяйство и с этим связаны определенные обязанности. Я захожу утром в сарай, кормлю коров, заодно почистила, сгребла, а мальчишки вечером это убрали. Сразу же я коров подоила, сена дала. В принципе, это не так сложно. Летом мы рано утром отправляем скотину на пастбище. Тоже мне мальчишки помогают, потому что коров нужно осторожно перегнать через дорогу, где машины ходят. В нашей семье мы в определенный распорядок уже втянулись. Пока дети маленькие, нужно их поднимать, будем держать хозяйство, потому что коровы – это доход. И дети у меня очень любят молочку. Один на молоке сидит, другой любит творог со сметаной, а дочка сыр любит. А если мне нужно куда-то уехать, дети смогут и накормить, и подоить, и убрать - они все умеют. Я за хозяйство полностью спокойна. 

Между собой Ганга, Нанди и Солнышко в основном живут дружно. Хотя на всякий случай каждая привязана к своему месту. Потому что в случае конфликта коровы запросто могут поранить друг друга мощными рогами, могут даже распороть бока. В коровьей иерархии главенство идет по старшинству, однако на первые роли нередко претендует тот, у кого рога помощнее. 

 - Смотришь, лижут друг друга, все мирно, а потом бабах – и уже что-то произошло, кто-то кого-то толкнул. Всякое бывает. Поэтому веревки такой длины, что пообщаться они могут, а достать друг друга рогами - нет.  У них есть конкуренция за еду. Кормишь всех одинаково, но каждая норовит сначала съесть сено у соседки, а потом свое. А Нанди свое никому не даст. Нанди здоровее Ганги получилась, она очень крупная, поэтому пытается командовать. А вот на пастбище среди других коров они всегда держатся вместе.

Пока старшие выясняют отношения, Солнышку приходится держать нейтралитет. Хотя рожки у телят начинают расти с месячного возраста, растут они медленно, к году будут не больше 10 сантиметров. Так что показывать характер молодым коровам не приходится.   

- Я, вообще, городская, а коров я завела, потому что жизнь заставила, - объясняет Галина Шарапова. – У меня иногда спрашивают: зачем тебе хозяйство? Это же связывает по рукам и ногам. Я всегда отвечаю, что у меня трое детей и они тоже требуют и сил, и внимания, и времени, а это значит, что ты все равно привязан к дому. А дом – это должно быть хозяйство какое-то. Кто-то козами занимается, кто-то курами. А корова – это такое животное, что все, что от нее исходит, идет на пользу человеку, вплоть до навоза, который незаменим как удобрение для огорода. Я бы сказала, что корова - это очень благостное животное, можно сказать, мать. Меня иногда спрашивают, кого бы я оставила, если бы мне из трех пришлось выбирать одну. А я бы не смогла выбрать. Я их всех люблю. У меня было четыре коровы, одна заболела, и, когда мы поняли, что ее уже нельзя спасти, пришлось зарезать. И это было очень тяжело. Она давала не так много молока, мне постоянно все говорили, чтобы я ее продала или сдала на мясо. Для меня это было невозможно, потому что я ее вырастила с теленка. Говорят, что мы в ответе за тех, кого приручили. Я тоже так считаю. Поэтому у нас куча живности. Дети пошли на улицу - кого-то подобрали, то котят, то собаку. Собак у нас две - Аслан и Шерри, а коты – Кусачка, Маруся и Витас. Всем нашлось место.  

 


Много лука не бывает

Так считает дачница из СНТ «Дальневосточный садовод» Ирина Милошевич. Она сажает лук и на перо, и на репку. А первым номером в ее луковой грядке стал лук-порей. 

- Я и правда очень люблю порей, удивляюсь, что немногие дачники его сажают, - говорит Ирина Милошевич, - но мы его очень ценим. Я сажаю его много, по 100 штук. Все спрашивают, куда я столько сажаю, но мы все это съедаем.   

Чтобы вырастить богатый урожай, посев лука Ирина начинает ранней весной, когда грядки еще даже не оттаяли: самые редкие сорта всходят на подоконнике в рассадных контейнерах и стаканчиках.

Ежекика: новый сорт для вдохновения

Для жительницы Владивостока Ольги Битнер ежевика стала одной из любимых культур. За последние  8 лет ею  испытано   около двух десятков сортов. Среди них были ранние и поздние, обычные и ремонтантные, с шипами и без. Часть сортов была забракована  за невыразительный  вкус и сложный характер. Остальные вошли в коллекцию и продолжают радовать хозяйку урожаями. Мы попросили Ольгу поделиться опытом по выращиванию ежевики.