В 2020 году в России был принят закон об органической продукции. Органика - это и растениеводство, и животноводство, и пчеловодство, и даже дикоросы. Все, что выращено без применения химикатов, можно считать экологически чистым или органическим продуктом, следовательно, органическое земледелие способствует оздоровлению населения.
Приморский край – один из российских регионов, где для развития органического сельского хозяйства есть все условия: большое количество залежных земель, соседство с рынками стран Азиатско-Тихоокеанского региона, активно скупающими органическую продукцию. Уже в 2020 году в соответствии с принятым законодательством в Приморье был создан Дальневосточный органический союз, который координирует и популяризирует развитие производства органической продукции. Какие шаги сделаны в этом направлении, мы попросили рассказать председателя Дальневосточного органического союза Павла Комина.
– В России поставлена задача к 2030 году увеличить количество органических производителей сельхозпродукции, но при этом во главе угла все-таки должно быть желание производителей снабжать население качественной и вкусной продукцией, - настаивает глава Дальневосточного органического союза Павел Комин. – Органическое производство – это своего рода философия, которая ведет к сохранению окружающей среды, сохранению качества почв и в перспективе к оздоровлению нации. У нас в Приморье есть хозяйства, которые серьезно присматриваются к производству органической продукции. Среди них фермерское хозяйство Евгения Кима в Михайловке, где будет сертифицировано растениеводство – выращивание органических овощей. Это хозяйство уже прошло очный этап на пути сертификации.
В хозяйстве будут выращивать баклажаны, кабачки, помидоры, огурцы, зелень. Уже осенью этого года будет сделан анализ выращенной продукции на соответствие требованиям к органической продукции. И по итогам сертификации этот производитель получит статус органического производителя. Евгений Ким получит соответствующий знак и сертификат и сможет выйти на рынок с единым принятым в России логотипом органической продукции. Что дает этот логотип? Этот знак говорит о том, что земля, на которой фермер вырастил продукцию и сами овощи, не содержит пестицидов и другой химии, при их выращивании использовались только биопрепараты.
Мировой рынок органической продукции стремительно развивается, прирастая ежегодно на 10-15 %. Однако нехватка свободных земель сдерживает его развитие. В этой ситуации Россия, владеющая более чем 20 миллионами гектаров залежных земель, давно не подвергавшихся обработкам пестицидами, могла бы внести вклад в дальнейшее развитие органического земледелия.
Почему удалось так быстро сертифицировать хозяйство Евгения Кима? У нас в крае много залежных земель, которые не использовались длительное время. И его овощи будут выращены как раз-таки на залежных землях. Это позволяет сократить переходный период, который в обычной практике составляет не менее 3 лет. На залежных землях производитель может пройти сертификацию за один год по оценке урожая, выращенного в первый год после подачи заявки на сертификацию хозяйства. Мы надеемся, что осенью наш михайловский фермер Евгений Ким получит органический сертификат. Это случится уже в этом, 2022 году.
Единый государственный логотип органической продукции поможет выделить органическую продукцию в магазинах, а единый государственный реестр позволит получать открытые сведения о производителях по номеру сертификата. Система становится прозрачной, на «органических» полках магазинов не будет места фальсификату.
Что еще можно рассказать о деятельности Дальневосточного органического союза? Вместе с сахалинскими коллегами мы занимаемся сертификацией так называемой зеленой продукции – это тоже своего рода экологически чистая продукция. Пока ГОСТы и законодательство по этой продукции находятся в разработке, но это тоже важное направление. Оно параллельно направлению органики.
Это как бы промежуточный вариант для производителя, который хочет понять, стоит ли ему браться за производство органической продукции, сможет ли он выполнить все требования стандартов и правил органики, потянет ли финансово, сможет ли выйти на новый уровень развития и рынки, поскольку органика может продаваться на 30 % дороже. Человек должен понять, стоит ли ему платить за сертификацию. Возможно, он выращивает чистую продукцию для семьи и не занимается продажами, в таком случае сертификация и получение товарного знака «Органик», ему необязательны.
PS: подробнее о развитии органического земледелия вы можете прочитать в февральском номере журнала "Сады и огороды Приморья".