А как еще назвать пенсионеров, если они вырастили детей и обзавелись внуками? Но если говорить серьезно, то Евгения и Елену Ермоленко дедом и бабкой назвать трудно. Да, они уже пенсионеры, но 8 лет назад, построив дом и переехав на Де-Фриз, супруги начали новую жизнь. Кстати, дом получился современным – с бассейном, баней, погребом, садом.
У многих бывает: живут в городе, а мысли постоянно уносят на дачу. Закрыв сезон, всю зиму переживаем, не сорвало ли ветром укрытие с роз или клубники, не рухнула ли под тяжестью снега теплица, не хозяйничает ли кто-то в садовом домике… В конце зимы начинается очередная эпопея с рассадой на подоконниках. Мы завидуем тем, у кого она всходит и растет, как и положено, в парниках и теплицах. Завидуем, но сделать решительный шаг и переселиться за город не решаемся. А вот Евгений и Елена этих перемен не побоялись. Побывав у них в гостях, мы попросили рассказать, как течет загородная жизнь…
- Мы обосновались на Де-Фризе 8 лет назад. И сразу же начали сажать огород и плодовые деревья, - вспоминает Елена.
– А как выглядел участок, когда вы сюда перебирались?
- Раньше здесь было поле колхозное. И когда мы приехали, это был бурьян в человеческий рост. Когда бурьян победили, стало понятно, что нужно что-то посадить, чтобы отгородиться от соседей. Выбрали лиственницы, потому что это быстрорастущие деревья. Мы их уже обрезали несколько раз, потом подсадили кедры, чтобы со временем лиственницу убрать. А сад начинался с двух яблонь, сорта я не очень точно сейчас могу назвать, одно какое-то Осеннее, другое - Сибирское полосатое. Потом уже выбирали и докупали более интересные сорта, позже у нас появились абрикосы, персики, сливы.
– Елена, у вас на участке много красивых, облагороженных мест – есть арки, посажены гортензии. Вы сразу распланировали участок или это происходило стихийно?
– Все происходит по мере обживания. К примеру, мне захотелось, чтобы где-то появилась арка, значит, она там будет. Но если она постояла какое-то время и я понимаю, что это место должно выглядеть по-другому, значит, там все будет переделано. Изначально какой-то четкой планировки не было.
- Евгений, без мужских рук это все довести до ума очень сложно. Зачастую женщины придумывают, а воплощать приходится мужчинам. У вас кто главный дизайнер?
- Лена планирует и решает, что и где должно получиться. Я с ней почти никогда не спорю. С женой, с полицией и с ГИБДД никогда не нужно спорить. Выйдет себе дороже. Я этого правила стараюсь придерживаться. Тем более что у супруги очень хороший вкус. Даже если я с чем-то не соглашаюсь, потом, когда обдумаю то, что она предлагает, понимаю, что она права. Единственное – иногда она не учитывает технические детали, мне ей нужно объяснить, почему то, что она хочет, не получится, и предложить, как это сделать по-другому.
А вообще, идея жить на земле была нашей совместной, мы как-то в этом направлении думали одинаково. В один прекрасный день начали искать и рассматривать объявления о продаже участков.
– Когда вы сюда приехали, здесь было поле, заросшее бурьяном. Теперь у вас благоустроенная усадьба. Но, если бы вам сейчас то самое поле, вы бы что-то поменяли?
– В основном мы попали туда, куда целились. Если что-то и менять, то только в деталях. А концептуально - деление участка на сад, огород, лужайку возле дома, хозяйственные постройки – это все у нас сделано верно.
– Елена, а как быстро вы обзавелись благами цивилизации?
- Когда заезжали на участок, у нас был только свет. Для подачи воды бурили скважину на глубину около 40 метров, делали септик, вторую небольшую скважину для полива, потому что в поселке водоснабжения нет. Здесь при бурении скважины можно попасть и на соленую воду (кто-то бурит 2-3 скважины), но нам повезло: мы попали на водоносный слой сразу. И мы за год построили все: дом, бассейн, баню. Пока дом достраивался, немного пожили в бане, потом уже заселились в дом, а на следующий год поставили беседку, сарай и теплицу. Муж по работе уезжал в Хабаровск, я здесь одна оставалась на хозяйстве. Мы оба не слишком понимали в строительстве, но с застройщиком повезло, переделывать ничего не пришлось.
– Когда строили дом, что для вас было важно?
– Хотелось, чтобы места было побольше, чтобы можно было разместить гостей, если друзья приедут, чтобы хватало места детям, если с внуками приедут. Но сейчас уже понимаем, что можно было строить поменьше. Потому что за всем нужно следить, убирать, отапливать. Размахнулись на 200 кв. метров, а с гаражом и бойлерной у нас все 250! Сейчас понимаем, что для счастья хватило бы и 120. Может, второй этаж бы и оставили, но спальни там не нужны такие большие. Ты же утром встал и ушел. И друзьям, когда они приезжают, хочется посидеть на улице, да и мы целыми днями на участке – на грядках, в саду. Так что площади можно было бы сократить.
– Евгений, а бывает, что ваши гости говорят: у вас тут хорошо, но мы через пару денечков домой, в цивилизацию?
- Нет, у нас и знакомые, и родственники считают, что тут очень хорошо. Единственное, что все осознают, что тут работы много.
- Согласна с мужем. Мы не думали, что будем обрабатывать такой большой участок в плане посадок. Но когда живешь на земле, то хочется все больше и больше. Хочется что-то необычное посадить. Появляется интерес к новым сортам. Хочется проводить какие-то эксперименты. И это затягивает. Посадок становится все больше и больше, а газон становится меньше. И я даже каждый год говорю себе, что в следующем сезоне посадок будет меньше, а сократить не получается.
Те же колонновидные яблони - увидели их в одном из питомников, решили, что нам их нужно посадить. Посмотрели картинки в каталоге - там яблоньки были очень компактные, плодов много. На деле оказалось, что деревце маленькое, но и плодов совсем мало. А яблонька растет уже с тремя макушками. То есть она не колонновидная получилась. Вот теперь думаю, что нужно срезать с нее черенок и привить на какой-нибудь подвой.
Декоративных растений в нашем саду тоже много. Я их подбирала исключительно по внешнему виду. Где-то увидела, мне понравилось, и я понимаю, что мне это нужно. Увлеклась рододендронами. Они очень красиво цветут, сейчас их у меня семь штук разных цветов. Все растут не по одному кусту, так что в общей сложности рододендронов больше пятнадцати. Размножаю я их уже сама – наклоняю нижние ветки, немножко повреждаю кору под почкой, ветку прищипываю, и они в этом месте дают корни. И за лето укореняется новый молодой кустик, который следующей весной можно отправлять на новое место. У нас есть клен, который я из Чехословакии привезла, – желтый клен. У него крупные желтые листья, он пока еще не вошел в силу, потому что мы его три раза перемещали с места на место. И еще он у нас немного пострадал, когда погреб устанавливали. Я на этот желтый клен хочу привить клен другого сорта, бордовый.
Прививать учусь. На рябину привила грушу, на сирень - сирень другого сорта. Сумах посадила. А теперь вот пересаживаю его поросль на улицу за забор, чтобы с участка его убрать. Он как-то сильно разрастаться стал, хотя и подмерзает.
Рябины на участке много. Покупали два деревца, а потом где-то поросль была, где-то веточку прикопали. Мы уже часть саженцев раздали и подарили знакомым. И за забором постарались посадить много разных декоративных растений, чтобы там тоже было красиво. Что сказать? Наш сад – это наша работа. И она нам нравится.