Яблочным Спасом называется в народе православный праздник Преображения Господня, который верующие отмечают 19 августа (6 августа по старому стилю). Это таинственное мистическое явление произошло с Иисусом почти две тысячи лет назад на глазах его учеников. Именно в этот момент трое апостолов воочию увидели его божественную сущность.
Вот как об этом событии рассказывает евангелист Лука. Через восемь дней после того, как апостол Петр впервые исповедал Иисуса Мессией, то есть Христом и Сыном Божьим, Господь, взяв с собою трех учеников - Петра, Иоанна и Иакова, «взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с ним - это были Моисей и Илия, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло ему совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:28-31).
Наряду с учениками - свидетелями Преображения Господня стали величайший ветхозаветный пророк Моисей, давший иудеям десять заповедей закона, и пророк Илия, за свою праведную жизнь взятый живым на небо. Все они видят, как Иисус озаряется невещественным светом, как под действием божественных энергий изменяется человеческая плоть.
Историки считают, что само событие Преображения Господня произошло незадолго до последней Пасхи земной жизни Иисуса, в феврале или марте по нашему календарю. Но церковь в Армении и Каппадокии (сейчас это территория Турции) учредила праздновать Преображение именно в августе из соображений воспитательного характера: августовское торжество в честь Преображения должно было сменить существующее празднество, посвященное богине любви и плодородия. И действительно, праздник прижился, в Греции он вытеснил языческие гуляния в честь Вакха, тоже совпадающие с созреванием урожая винограда.
В России виноград заменили на более привычные яблоки. Отсюда второе название праздника в честь Спасителя - Яблочный Спас (Спаситель). Так евангельское событие Преображения Иисуса оказалось совмещенным с благодарственным молебном, который читался в честь дарования Богом нам плодов земных.
О том, что Россия имеет богатые традиции празднования Преображения Господня, говорит огромное количество посвященных ему храмов.
Свое отражение получил этот праздник и в искусстве. Так, в 1953 году, даже после долгих безбожных десятилетий, Борис Пастернак вспоминает о нем в своем стихотворении «Август». Поэт живописует август среднерусской полосы, где в это время уже проявляются краски осени. В Приморье 19 августа можно считать разгаром лета. В этот день верующие приносят для освящения в храм плоды нового урожая.
Обычай приносить Богу «начатки плодов» берет свое начало в Ветхом Завете. Израилю предписывалось приносить «начатки плодов» в дом Господень, ибо если начало освящено (то есть посвящено Богу, отделено для вдов, сирот, неимущих), то и все целое будет освящено, то есть послужит во благо. Начиная с первых веков и христиане также приносили в храм первые плоды.
На Руси этот день повсюду считается праздником урожая. Традиционно в этот день верующие несли в церковь корзины с виноградом, яблоками, грушами, сливами и другими плодами и ягодами, созревшими в саду. Урожай следовало собирать рано утром, чтобы на румяной кожице сохранились капельки росы. А на паперти церквей с раннего утра выставлялись столы, на которых громоздились горы яблок, картофеля, гороха, репы и брюквы, стояли посудины с зерном ячменя и ржи. После обедни священник благословлял плоды нового урожая, а прихожане ссыпали всего понемногу в специальные корзинки – в пользу причта. Потом, перекрестясь, разговлялись яблоками, угощая друг друга. Священник передавал яблоки детям, нищим и тем людям, у которых не было своих садов. Вернувшись из храма, крестьяне приступали к сбору поспевших яблок. Владельцы больших садов перед сбором урожая приглашали к себе священника, чтобы в саду под деревьями послужить благодарственный молебен, после которого и начинался сбор урожая. Садоводы спешили в этот день сорвать как можно больше плодов, потому что верили: собранное в этот день дольше сохранится.
В некоторых деревнях на Преображение Господне организовывали так называемые столованья. На столы перед храмом хозяйки выносили всевозможную снедь, прежде всего ватрушки и пироги с яблочной начинкой, яблочный квас. Вся окрестность наполнялась ароматом выпечки и свежих яблок. У этих столов собирался весь народ, пробуя угощения и нахваливая хозяек. С 19 августа начинался не только сбор яблок, но и зимняя заготовка: их начинали сушить, варить варенье, джемы, пастилу.
Август — это не только Яблочный Спас. К этому дню поспевают далеко не все плоды, поэтому на Руси из одного праздника получилось три. Кроме Яблочного Спаса есть еще Медовый Спас, в его основе — праздник с длинным названием Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Его отмечают 14 августа. Считалось, что именно к этому числу мед в ульях созревает до полной готовности и его можно собирать. Третий — Ореховый Спас –празднуют 29 августа, в православии этот день ознаменован праздником Нерукотворного образа Иисуса Христа.
Елена Васильева