Гектар для счастья

Что делать, если бизнес не дает возможности отвлечься от работы ни в выходные, ни в праздники? Супруги Ольга Макарова и Виктор Коврижин, оказавшись в этой ситуации, нашли выход – приобрели участок земли подальше от города, в Шкотовском районе. Анисимовку выбрали с тем расчетом, чтобы не было возможности сорваться и ехать на работу по первому звонку. Решение оказалось мудрым: отлаженный процесс вполне позволяет кондитерскому цеху функционировать в отсутствие хозяйки в те дни, которые она посвящает загородному дому, огороду и саду. Деревенская часть жизни так захватила Ольгу и Виктора, что постепенно их 48 соток превратились в гектар, на участке выросли добротный дом, баня, сад, виноградник. 

Конечно, заботы не отпускают, и Ольге приходится уезжать в город с понедельника по четверг. Зато в остальное время она может по праву считать себя деревенским жителем. Виктор постепенно перебрался в Анисимовку на ПМЖ. В отсутствие супруги на нем все большое хозяйство, в том числе куры и индоутки, а еще Дан – молодой пес породы акита. Этим летом мы побывали в Анисимовке в гостях у Ольги и Виктора 

– Было большое желание отключиться от городской жизни на 100 %, оказаться на природе. На тот момент нашему кондитерскому цеху было 15 лет. Мы долго работали без выходных и праздников. Именно поэтому мы не рассматривали участки близко к Владивостоку, чтобы не было соблазна сорваться и быстро поехать на работу. Анисимовку выбрали, потому что мы раньше ходили сюда в походы. Здесь осело много бывших туристов, – улыбается Ольга. – А наш участок образовался постепенно. Когда мы задумались о земле, программы «Дальневосточный гектар» еще не было. Мы приобрели сначала 48 соток, потом присоединили еще один участок, потом следующий. 

Лес и ручей

Каждому присоединенному участку нашлось достойное применение – сад, огород, виноградник и несколько живописных полян, окруженных соснами, кленами, тисами и лиственницами. Они выглядят настолько естественно, что сложно предположить, что эта «природная» красота тоже создавалась руками хозяев. 

– Бывает, что я приношу из леса клены, если у них необычный оттенок листвы или ствол с причудливыми изгибами. Тисы тоже принесены из леса. Обычно вокруг взрослого тиса можно всегда найти молодые растения. А однажды мне в лесу попался тис с ветвями, лежащими на земле. Я попытался приподнять нижнюю ветку. Оказалось, она пустила корни в нескольких местах. Осталось просто ее разделить, чтобы получились саженцы. Их было сразу несколько штук, причем с развитыми корнями. Мы их поначалу высадили в одном месте, а потом каждому постепенно подобрали место и рассадили. Уже несколько лет они прекрасно растут. На нашем участке много хвойных. Интересно, что все покупное и пересаженное даже спустя пять лет может погибнуть непонятно почему, а местные виды чувствуют себя прекрасно, – рассказывает хозяин участка. – Березы, которые у нас растут, мы немножко обрезаем, чтобы они не просто вытягивались, а имели более раскидистую интересную крону. У нас и папоротники из леса принесены, чтобы нашу таежную композицию поддерживать. К нам барсуки на участок заходят, пытаются часть урожая оприходовать. Мы сначала не могли понять, кто это. Поставили капкан. Пришел барсук и за ночь общипал весь куст винограда, а потом попался, тогда стало ясно, кто это пытался хозяйничать. Был год, когда барсук повадился в курятник. Когда мы его все-таки выловили, оказалось, он весил 16 кг! Это чтобы вы понимали, что тайга и дикая природа у нас совсем рядом. 

Так получилось, что прямо по участку протекает маленький ручей. Рыба в таких ручьях нерестится. Я его немного углубил, сюда заходит молодь красной рыбы – пеструшки. Мы, правда, нереста еще не видели, но воды много, штук сорок молоди гуляли в этом году по ручью вверх и вниз по течению. Мы этих рыбешек куриным комбикормом немножко подкармливаем, наблюдаем. Это у нас ключ, он впадает в речку. А у рыбы есть генетическая память, она возвращается туда, где появилась на свет из икринки. Я недавно снова хотел наш ручей углубить, но потом подумал, что зимой ил – это место зимовки и кормежка для рыб, и трогать ничего не стал. Рыбки – это часть природы, они глаз радуют, поэтому мы им стараемся помочь чем можем. Вообще, таких пространств на участке несколько. Идешь, а у тебя сад, огород, опять сад, а потом раз – и вот такой уголок природы – красота, пространство, которое ничем «полезным» не засажено. Там лиственницы весной начинают распускаться, у них такая яркая зелень, настроение меняется, когда на нее смотришь.

Теплицы для экзотики 

– У меня любовь к закрытому грунту, я ее везде пиарю, – Ольга ведет нас по участку, показывая свои теплицы. – Не удивляйтесь, что теплиц много. Мы туда высаживаем и томаты, и огурцы, и клубнику, и персики, и виноград. А в этом году в первый раз посадили лук. Но он посажен только потому, что он великолепный предшественник для клубники. Меня мама научила, что лук и чеснок – лучшие культуры, после которых хорошо растет клубника. Из всех клубничных сортов я предпочитаю Азию. Но, чтобы получить хороший результат, клубнику лучше выращивать под укрытием, защищать от лишней влаги. Вообще, любые растения в защищенном грунте – это более предсказуемый результат. 

Помимо теплиц у хозяев участка в ходу мульчирующие пленки, которые защищают почву от сорняков и сохраняют влагу. 

– Прополка у меня – самая нелюбимая работа, – объясняет хозяйка усадьбы. – В этом году решили поступиться красотой, настелили мульчевки, чтобы избавиться от сорняков. И не пожалели. Не нужно ни полоть, ни косить. Особенно хороша она под виноградными шпалерами. Темная армированная пленка помогает винограду еще и накопить в начале вегетации недостающее тепло. 

Когда Ольга и Виктор закладывали свой виноградник, за черенками обратились к известному виноградарю Владимиру Цымбалу. 

– Хотели, чтобы это был столовый виноград с крупными гроздями и ягодой. Владимир Александрович выбрал нам сорта на свое усмотрение, я просила такие, с которыми бы я, начинающий виноградарь, справилась. У нас растут Виктор, Аркадия, Тянь-Шань, Водограй, Юлиан. В открытом грунте – Алешенькин, можно сказать, что на улице он в фаворитах. Есть сорта, выписанные с запада, но их названия мы потеряли. От Макаревича привезли сорт Кишмиш белый. А еще у нас, как у Цымбалов, в теплице с виноградом растут розы. Я вообще считаю Владимира Александровича своим наставником, прислушиваюсь к его мнению. Он меня предупредил, чтобы я не вздумала сажать в виноградную теплицу  огурцы-помидоры и прочую ерунду, потому что это чревато белокрылкой, можно занести тлю, а потом бороться с этим рассадником бесконечно. А розы в теплице – это просто роскошно! Их не бьют дожди. Сейчас роз у меня много, а до теплиц эксперименты с розами у меня были неудачными. Они вообще не хотели расти. Я уже решила прекратить всякие попытки, но потом посадила две канадки – Джон Дэвис и Модэн Бланш, и они замечательно стали расти без укрытия. А тут я увидела розы Цымбалов и тоже посадила их в теплицах с виноградом. Теперь у меня великолепные розы. 

– Второй год у нас в теплице растут персики, но насколько это здравая затея, я пока с уверенностью сказать не могу, – продолжает экскурсию хозяйка усадьбы. – Зимовали они пригнутые и хорошо укрытые, так как в теплице перепады от  плюс 50 днем до минус 30 ночью. От солнца зимой прячемся больше, чем от морозов. Сорта персиков южные крупноплодные. В этом году получили первые сигнальные плоды. Но на улице в открытом грунте они тоже растут.  Оказалось, что персики болеют меньше, чем, к примеру, яблони или сливы. У нас есть и японские персики, и крымские сорта, есть кореец от Герасименко, который к нам попал довольно извилистыми путями – от Марины Матвеевой. Если подытожить, то у нас тенденция на сокращение огорода в пользу сада. Может, это возраст? Во всяком случае, много работать внаклонку с прополками уже не хочется, поэтому в перспективе мечтаем все персиками засадить. Но сокращаться трудно. Бывает, что и не удержишься: этой весной во все свободные места сажали кабачки, потому что их очень хорошо куры едят. Получается, выращиваем не столько для себя, сколько для кур. 

– Супруга правильно говорит, что мы меняем курс,  от огородничества разворачиваемся к садоводству, – соглашается глава семьи. – В саду ты не ползешь по грядке, когда взгляд устремлен вниз, в землю, сад – это другое состояние души. 

Что растет в саду? 

– Сливы – не моя любовь, это точно, я больше груши люблю. Яблоки не так люблю, но мне кажется, их проще выращивать, чем все остальное. Поначалу мы были наивными садоводами.  Посадили пару яблонь, две груши, две сливы – джентльменский набор и сидим,  ждем плодоношения. Пять лет прошло, шесть, деревья вымахали. Когда груша заплодоносила, оказалось, что это вообще не то, что мы хотели. И тогда мы стали досаживать сад, добирать землю, расширять свой участок. Это было время разбрасывать камни, а сейчас уже другое время, когда интересно разные сорта попробовать, но в таком количестве мы уже деревья не сажаем, мы корректируем наш ассортимент прививками, – объясняет Ольга. – Делать прививки нас учил сосед. Он приносил маленькую дичку из леса, вонзал лопату в землю, в образовавшуюся щель засовывал саженец и притаптывал ногой. Это была посадка. И дальше мы должны были привить эту дичку. Чаще всего мы даже не знали, что это будет за сорт. Некоторые деревья начали плодоносить только через три-четыре года. Тут мы и выяснили, что наши прививки – это Уральское наливное. Мы решили, что нам их столько не нужно, пора окультуриваться – перепрививать свои яблони более перспективными сортами. В этом году Виктор привил сорта Богатырь, памяти Ульянищева, Белорусское сладкое. Уральское наливное для нас уже неинтересный сорт, хочется вырастить что-то более выдающееся, к примеру, яблоко МакГрэгор. Эти яблоки по 700 граммов вырастают. Это вообще-то не название сорта, а скорее кличка, потому что черенком с нами поделился один из садоводов из поселка Нового. Растет у нас и Слава Приморья от Макаревича, и другие саженцы из его питомника. Но я  нескромно скажу, что мы уже этот ассортимент переросли, тем более что Славы Приморья у нас тоже оказалось целых три дерева, мы их тоже перепрививаем. На одно привили два крупноплодных сорта – Ред Пешн и Ред Кетти – краснолистные яблони, у которых яблоки с красной мякотью. 

Черенками новых сортов с нами делились форумчане с сайта виноградарей. Так к нам попало позднее, красивое, крупное красное яблоко, которое мы называем Находкинское. Это яблоко долго хранится, и есть подозрение, что оно может оказаться сортом Хани крисп. 

Еще один участник форума виноградарей поделился китайскими сортами – это Китайское раннее, Китайское среднее и Китайское позднее. Настоящие названия сортов неизвестны, но Китайское среднее привили на Славу Приморья, уже его попробовали, это замечательный сорт. Абориген перепривили Мелбой и Мелбой Красной.

– Обычно, пока дерево молодое, мы центральный проводник убираем, чтобы получилась крона раскидистая. Конечно, если в дереве заложен мощный рост, оно стремится расти вверх, а мы пытаемся искать баланс и сдерживать вертикальный рост, – продолжает экскурсию по саду Виктор. 

– Яблони, действительно, режем очень сильно, чтобы они не перерастали, а были компактными. Я стараюсь удержать их в пределах двух метров. Возможно, при такой обрезке деревья будут менее долговечными, но мы лучше новые посадим, чем будем бегать с лестницей, – подхватывает разговор Ольга. – Еще один подарок Макаревича – яблоня Тибет. Не исключено, что он дал нам ее на испытание. Мы выращиваем ее на шпалере. Такая форма называется пальметта. Часть веточек иногда мы отпускаем, чтобы дать им возможность свободно расти, чтобы уменьшить образование волчков, но потом их снова подвязываем. На этой яблоньке я опробовала такой прием, как кербовка. Это надрез коры над почкой. Он делается для того, чтобы почка максимально пошла в рост, образуя новую ветку. Садоводам приходится много читать, информация накапливается, оседает где-то, а потом в нужный момент всплывает. Кербовка – как раз такой случай. И формировка пальметтой. У нас эта яблоня растет в таком месте, где ее может сломать снегом, сходящим с крыши. А если яблоню сплющить и придать веткам за счет опоры определенное направление, то она должна устоять. Мы к этой яблоне еще присматриваемся, ждем урожая. 



Де Барао бьет рекорды

Продолжаем говорить об итогах прошедшего дачного сезона и сортах томатов, которые отлично показали себя в этом году. Казалось бы, Де барао - это самый распространенный и довольно старый сорт томатов, однако интерес к нему не пропадает. Почти все опрошенные нами любители томатов оставляют этот сорт в своей коллекции за надежность. Его выбирают те, кто хочет получить максимальную отдачу. Сорт Де Барао не оставит без урожая при любых погодных сценариях.

Земля обетованная?

Мы продолжаем рассказ об усадьбе Ольги Макаровой в Анисимовке. Когда-то они с супругом выбрали место подальше от города и приобрели участок, который со временем превратился в гектар. Сегодня на участке построен красивый дом, есть беседка для гостей и баня, заложены сад и виноградник, есть много природных уголков, напоминающих, что рядом тайга. Казалось бы, все растет и колосится, а на самом деле, для того, чтобы создать такую красоту, хозяевам пришлось затратить немало сил